Ваше сообщение успешно отправлено
Главная » О музее » История Музея – квартиры А.М. Горького

История Музея – квартиры А.М. Горького

История создания Музея – квартиры А.М. Горького

Чувство личной причастности, погружение в атмосферу времени места вызывают мемориальные музеи. Лишь немногие из них дошли до нас в своём первозданном виде. Один из них – Музей-квартира А.М. Горького на родине писателя, возникший во многом благодаря любви, терпению, мудрости жены писателя Екатерине Павловне Пешковой. Сколько дум и воспоминаний пережила  она, сохраняя в целости все, что окружало семью в последней нижегородской квартире писателя.



Это было время, когда жизнь, несмотря ни на что, была все-таки счастливой. Здесь росли дети. Слава Максима Горького прокатилась не только по России, но и многим европейским странам. Пришёл и материальный достаток, позволивший писателю снять для семьи хорошую большую квартиру. В 1902 году Пешковы снимают квартиру у домовладельца  барона Н.Ф. Киршбаума на Мартыновской улице, занимают весь второй этаж дома – десять комнат.  Эта квартира самая значительная и самая интересная в Нижнем Новгороде в плане раскрытия облика молодого Горького тех лет: писателя с мировым именем, властителя дум  людей начала ХХ века. К этому времени в активе писателя шесть томов  литературных сочинений. Уже 50 его про-изведений изданы на 16 языках. Только в 1902 году о нем было опубликовано 260 газетных и 60 журнальных статей, издано более 100 монографий. Общество русских драматических писателей и композиторов (в 1903 и 1904 г.г.) дважды присуждало ему Грибоедовскую премию за пьесы «Мещане» и «На дне».  А.М.Горький востребован в столичном обществе. В Москве – он ведущий автор в Художественном театре. В Петербурге – хорошо известен по деятельности книжного издания «Знание».  

Бурная слава и популярность писателя, интерес к его самобытной, многогранной личности, широкая общественная деятельность, привлекали т в его дом массу людей самого различного положения. Работал Алексей Максимович большей частью по ночам, когда многолюдный дом умолкал. Здесь он обдумывал пьесу «Дачники», открывшую драматический цикл о буржуазной интеллигенции всех разновидностей. В этой квартире завершалась работа над пьесой «На дне», принесшей писателю всемирное признание. В это время стали выходить многочисленные её переводы на различные языки мира, осуществляться постановки в ведущих театрах России и за рубежом. Одновременно с пьесой Горький работал над философской поэмой в прозе «Человек». Сам писатель придавал большое значение этому произведению, считая, что в нем больше, чем где-либо, отразилось его миро-воззрение, самые дорогие, выстраданные убеждения. Сохранилась  фотография М.П. Дмитриева рабочего кабинета А.М. Горького тех лет, где отчетливо видны фотографии близких ему людей – жены и сына, а рядом фотопортрет А.П. Чехова с дарственной надписью А.М. Горькому.



Ни к одному русскому писателю Горький не испытывал такой нежной, горячей симпатии, даже влюбленности, как к Антону Павловичу Чехову. Да и в отношении Чехова к Горькому было нечто большее, чем просто дружеское расположение. Антон Павлович был первым читателем и первым критиком пьес Горького. Квартира писателя была осенена надеждами и счастьем, радостью общения и глубокого уважения к творчеству друзей.  Кое-кто из них приезжал к Горькому надолго и тогда для них  отводились специальные комнаты- иногда две, иногда три. Корреспонденты и гости Горького в этот период: Л. Толстой, Л. Андреев, И. Бунин, А. Чехов, Е. Чириков, И. Репин, К. Станиславский и другие деятели культуры Среди многочисленных гостей и самый близкий друг – Ф. Шаляпин, который жил в этом доме, участвовал в жизни семьи и города. Значительными были отношения  А.М. Горького и с домовладельцем Н. Ф. Киршбаумом, у которого писатель снимал данную квартиру. Их связывали отношения не только на бытовом уровне.

Общие интересы, личные знакомства, участия во многих культурных событиях города, благотворительная деятельность в конце XIX – начале XX вв. часто шли параллельно, а иногда и были связаны между собой. Нижний Новгород навсегда остался в памяти великого певца. В одной из своих последних бесед с журналистами Федор Иванович сказал: « В Нижнем есть такое местечко – бульвар на высоком берегу, а внизу река. Золотые монастырские маковки поблескивают, кругом – простор русский, ни с чем не сравнимый… Веришь ли как глаза закрою, так и вижу эту картину, даже запах речной чувствую… И ника-кие Парижи да Лондоны мне этот не заменят…». И, конечно же, столь яркое воспоминание о городе у Шаляпина осталось благодаря самым лучшим моментам в жизни, связанным с А.М. Горьким, ведь не случайно при отъезде он сказал другу, что  приобщается у него к какой-то особенной жизни, переживает настроения, очищающие душу. Люди приходили не только к Алексею Максимовичу, но и к его жене Екатерине Павловне, активной нижегородской общественнице. Создавая Алексею Максимовичу условия для творческой работы, жена не только вела большое и сложное домашнее хозяйство, занималась воспитанием детей, но и выполняла некоторые секретарские обязанности для него: за этим столом переписывала рукописи Горького, отвечала на деловые письма, переводила необходимую литературу. Самой оживленной комнатой в доме была парадная столовая, рассчитанная на большие приемы. За столом, по воспоминаниям Екатерины Павловны, по вечерам усаживались порой до 25 человек, где со стола никогда не убирали горячий самовар. Всегда было шумно, оживленно, интересно. Не смолкали споры на литературные и научные темы, обсуждались политические события, читались последние  художественные произведения. Горький умел создать в своем доме атмосферу высокого духовного настроя. Друзья любили его квартиру, называли ее «горьковской академией». За обеденным столом часто собирались и актеры Московского Художественного театра, приехавшие по приглашению А.М.Горького.  Прислал  их К.С.Станиславский  с целью помочь создать при Народном доме общедоступный театр, рассчитанный на самые широкие слои зрителей. Горький постарался  как можно лучше устроить артистов, снял для них квартиры, поддерживал материально. Почти ежедневно артисты собирались в доме писателя, где обсуждали репертуар, репетировали спектакли. В это время  у Горького начали проявляться художественные интересы, развиваться особое отношение к культурному наследию. В нижегородской квартире писателя висели картины  И.Репина, И.Левитана, М. Нестерова, В.Поленова, Н. Рериха, К. Савицкого, В. Верещагина и др. художников. Уезжая из города, Горький передает большую часть своей коллекции в Нижегородский историко-художественный музей, сначала на хранение, а позднее – в дар. И сейчас в Нижегородском художественном музее хранятся картины, подаренные писателем. Часть  коллекции Горького оказалась позднее разрозненной, частично утраченной. Некоторые вещи остались у Екатерины Павловны и от нее поступили в музей. Трудно представить себе жизнь Горького без книг. В нижегородские годы Горький стал собирать свою первую библиотеку. Все новое, интересное, выходившие на русском языке, можно было найти в его библиотеке: произведения и труды по вопросам философии, экономики, истории, книги по психологии и педагогике, математике и астрономии, медицине и биологии, искусству и культуре, художественная литература со времен Древней Греции до ХХ века и др. Нижегородская библиотека свидетельствует, что Алексей Максимович оказался в самом центре литературной жизни России. Книги занимали наиболее значимую часть среди подарков – это и понятно. Ведь в большей степени именно писатели, издатели , переводчики окружали Алексея Максимовича. Писатели, как правило, дарили свои произведения – книги с автографами. Нижегородская библиотека писателя в то время пополнилась подарками от  И. Бунина, В. Брюсова, Л. Андреева, А. Чехова, Н. Телешева, Е.Чирикова, С. Найденова, А. Вербицкой, В. Бера и еще многих других российских писателей. Горький настойчиво стремился к тому, чтобы и другие узнали то, что знает он и что считает мудрым и значительным. Сотнями томов Алексей Максимович передавал свои книги в нижегородские библиотеки.  По сохранившимся документам выявлено, что за последние годы жизни в родном городе писатель передал Публичной библиотеке около 1 000 томов своих книг. Эта часть личной библиотеки писателя была возвращена в его квартиру. Горькому мучительно трудно было расставаться с Нижнем Новгородом, городом, в котором он родился, в котором прожил больше 25 лет своей жизни, в котором сформировался как писатель. Но отъезд был неизбежен. Теперь вырос и окреп талант писателя, расширились литературные связи. Изменились и семейные обстоятельства,  он решил расстаться с Екатериной Павловной. Это была их последняя квартира совместной жизни. И она была особенно дорога Екатерине Павловне.  До конца жизни они сохранили сердечные и дружеские отношения: часто виделись, помогали друг другу, вместе воспитывали сына.

В 1904 г. Горький навсегда уезжает из родного города. Но, свою любовь к Нижнему Новгороду Алексей Максимович пронес через всю жизнь.  Образ родного города стоит в центре многих произведений Горького – повестей «Трое», «Мать», романов «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», множества рассказов, очерков, воспоминаний. Благодаря Горькому он вошел как художественный образ не только в русскую, но и в мировую литера-туру.

И земляки писателя всегда помнили и ценили А.М. Горького. В 1932 году, когда отмечалось 40 – летие творческой деятельности А.М. Горького, на доме  установили мемориальную доску. А перед войной общественность города заговорила о том, что в бывшем доме Киршбаума нужно создать музей посвященный писателю. Мечтала о создании музея и Екатерина Павловна.  Ведь ей удалось, несмотря на многочисленные переезды  , сохранить практически всю обстановку. Уже через два года после смерти А.М. Горького она сделала план последней нижегородской квартиры и передала его сотрудникам литературного музея. Неоднократно встречалась с ними, рассказывала о расположении комнат, о расстановке мебели, об интересной , наполненной встречами жизни в этом доме. Но, к сожалению, музей увидеть ей не пришлось. Она умерла за шесть лет до его открытия.  Казалось бы сложностей при создании Музея – квартиры А.М. Горького не должно было быть: сохранились мемориальные вещи (более 1500 экспонатов),  фотографии. Сделанные в начале ХХ века в этой квартире, сохранился, наконец, и сам дом. Но и руководителям города и  сотрудникам  музея предстояло немало потрудиться. Это и расселение жильцов из бывшей квартиры писателя, и  восстановление ее в том виде, в каком она существовала при его жизни. Да и сам дом требовал значительного капитального ремонта. Построен он был в 1861 году и за все время эксплуатации на тот момент тщательно ремонтировался только когда находился в во владении у Н.Ф. Киршбаума в начале ХХ века. Поэтому в кратчайшие сроки был осуществлен капитальный ремонт  всего дома, установлены  электроосвещение, теплоснабжение, центральное отопление, устройство вентиляции дома. Сразу же после выселения жильцов со 2 этажа и во время реставрационных работ производилась фотофиксация.

В настоящий момент все эти снимки хранятся в фондах музея, и по ним можно представить себе сколь значительным был объем проведенных работ по восстановлению «горьковской» квартиры, который производился по плану, составленному А.В. Сигорским с пометками Е.П. Пешковой. Особенно значительная часть работ проходила в будущих комнатах экспозиции: гостиной, детской и буфетной. Дело в том, что когда квартира стала коммунальной, в этих комнатах были установлены перегородки. В гостиной и детской они делили комнаты пополам, буфетная же  перегородкой была наглухо отделена от лестницы, ведущей на 1 этаж. Во время реставрации эти перегородки убрали, восстановили полы и потолки в местах где они крепились. Кроме того, в этих комнатах произвели следующие работы: в гостиной убрали печь и на ее месте заново настелили паркет, подобранный по сохранившемуся в этой комнате образцу, реставрировали пилястры и потолочные карнизы, открыли дверной проем и восстановили дверь в детскую комнату. Восстановлены все печи в помещениях второго этажа, снабжены медными вентиляционными отдушинами, старинными печными дверцами.

В это же время сотрудники музея обследовали дома второй половины ХIХ – начала ХХ в.в., которые подлежали сносу. В них собирали все то, что могло быть использовано при реставрации: печные приборы и изразцы, старинный паркет, дверные и оконные ручки, шпингалеты,  осветительные приборы и  старую электропроводку. Все окна и двери после определенных ремонтно-реставрационных работ оснащались медной фурнитурой: ручками, ветровыми крючками, шпингалетами. Электромонтеры  скрыли под штукатурку рабочую проводку, а позднее на роликах проложили имитирующую старую шнуровую проводку, установленную в 1903 году знакомым А.М. Горького электриком М. Харловым, поставили старые фаянсовые розетки и медные выключатели. По небольшим кусочкам , найденным при реставрации, по фотографиям удалось восстановить рисунок подлинных обоев на московской обойной фабрике создали валы, с помощью которых были напечатаны их копии. Благодаря образцам. Сохраненным Екатериной Павловной, также были восстановлены и занавеси на окнах.

 Музей – квартира А.М. Горького был открыт 15 сентября 1971 года .

В создании музея принимали участие жена А.М. Горького Екатерина Павловна, жена Максима Пешкова Надежда Алексеевна, внучки писателя Марфа Максимовна и Дарья Максимовна, дочь Ф.И. Шаляпина Ирина Федоровна. Шаляпина. Если попытаться назвать то, что составляет притягательную силу горьковской квартиры, - это прежде всего чувство особой подлинности, возникающее здесь. Создателям музея удалось перевести на музейный  язык атмосферу высокого настроя, царившую в доме писателя.  В самом начале работы музей посетил Ираклий Андронников – писатель, литературовед, народный артист СССР. Его отзыв, как нам кажется, наиболее ярко выражает суть музея: « Впечатление огромное – три образа живут здесь! Горького, Шаляпина и Екатерины Павловны».

Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений